NASA оставит самолеты без вторых пилотов

Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) разрабатывает концепцию новой кабины экипажа для будущих самолетов, в которой будет место только для командира воздушного судна. Второе кресло будет расположено на земле. Его займет наземный оператор, выполняющий функции либо так называемого супердиспетчера, либо второго пилота, пишет издание Aviation Week. Проводимые в этом направлении исследования, вокруг которых ведутся жаркие политические и общественные дискуссии, способные перевесить все технические проблемы, в настоящее время уже не похожи на научную фантастику — в отличие от того, что было всего лишь три года назад.

На данный момент в исследовательском центре NASA им. Дж. Эймса (Ames Research Center) идет третий этап исследований (SPO-3) программы, которая стартовала в 2011 г. и поначалу не демонстрировала впечатляющих результатов. Проект получил новый импульс в мае 2014 г., когда исследовательский центр заключил с коммерческими фирмами — во главе с компанией Rockwell Collins, специализирующейся на производстве авионики и средств передачи данных, — годовой контракт на дальнейшее развитие концепции.

Новая команда займется изучением ряда критических аспектов, в числе которых состав экипажа воздушного судна, управление ресурсами на земле и в кабине экипажа, технологии физиологического мониторинга и автоматизация процессов. Кроме того, инженерам, возможно, придется решать возникающие технические, политические и сертификационные проблемы. Компания Rockwell Collins намерена задействовать все доступные ей технологии (в том числе виртуальные), чтобы распределить процесс моделирования, в ходе которого участники будут использовать различный набор тренажеров в разных географических регионах. Возможно, уже через пять лет новая концепция будет испытана непосредственно на воздушном судне. Кроме того, Rockwell Collins намерена поэкспериментировать со своими технологиями речевого ввода и синтезирования речи для будущих рабочих станций.